ОДИН-НОЛЬ В ПОЛЬЗУ ЮКОСА
Автор: Скорнякова Татьяна
Регион: Владивосток
Тема:  Сырьевые отрасли
Дата: 09.06.2003

В честной борьбе всегда побеждает сильнейший. Нефтяная компания ЮКОС заслуженно получила пальму первенства в схватке за проект строительства нефтепровода "Ангарск-Дацин". Однако стоит замолвить слово и о проигравшей стороне - проекте нефтепровода "Ангарск-Находка". По словам президента компании ЮКОС Михаила Ходорковского, тихоокеанская труба была обречена на поражение: "Если бы обществу было выгодно транспортировать нефть на Находку, то это решение было бы принято. Обществу это пока невыгодно". Почему, в этом и постараемся разобраться…

Также Ходорковский называет идею прокладки нефтепровода в Приморье ошибочной, при этом поясняет:

"Ошибки, основанные на логике, понять можно, а основанные на эмоциях, - нет". В чем же заключается логика руководителя нефтяного гиганта?

"Мы добываем нефти в этом регионе - ноль; планируем , что сможем добывать до 30 миллионов тонн, но прежде нефть надо разведать, а мы сможем это сделать не раньше 2015-2020 года. И то если повезет", - заявил на встрече с региональными журналистами Ходорковский.

Спор вокруг двух проектов возник неслучайно: проект строительства нефтепровода по маршруту Ангарск-Дацин - сухопутный, проект Ангарск-Находка - тихоокеанский. Строительство трубы на Дацин протяженностью 2400 км предусматривает финансирование в размере 17 млрд долларов, при этом маршрут в основном пройдет по территории Бурятского автономного округа. "Транснефть" предлагало провести новый нефте-провод: Ангарск-Хабаровск-Находка, который прошел бы по территории Читинской, Амурской областей, Еврейской автономной области, Хабаровского и Приморского краев и Бурятии. Общая протяженность трассы нефтепровода составляет 3765 км. Вариант поставки нефти в Китай разрабатывался с 1998 года по инициативе ЮКОСа, а проект поставки нефти через морской терминал в Японию предложен был "Транснефтью" совсем недавно.

По оценкам Михаила Ходорковского, ясно, насколько с экономической точки зрения проект на Находку сегодня невыгоден: "Китай нам предлагает ту же цену, что и Находка, и тащить лишние 2,5 тысячи км нет смысла. Мне говорят, что там много рынков сбыта, а у меня подписанная гарантия Китайского правительства!!!"

После долгих споров вопрос все-таки решился в пользу проекта ЮКОСа. В конце апреля премьер Михаил Касьянов объявил, что труба будет строиться и в Дацин и в Находку, но нефти пока хватает только для ранее согласованного китайского маршрута. Строительство трассы на Находку теперь откладывается на неопределенное время и зависит от месторождений в Якутии или Иркутской области, которые еще нужно разработать, а потом уже строить трубу.

Почему так распределились силы ? Причин много:

с одной стороны, главные партнеры тихоокеанской трубы - японцы, которые так и не определились в финансировании проекта. Хотя готовы были закупать весь массив нефти из Ангарска - до 50 млн тонн в год, при условии, что выделенные кредиты на строительство нефте-провода Россия должна будет вернуть по госгарантиям. С другой стороны - как говорят сами японцы, - ошибкой было то, что они не установили тесных партнерских отношений с руководителем ЮКОСа Михаилом Ходорков-ским, влияние которого на развитие нефтяного бизнеса в России и мире после объединения ЮКОСа с "Сибнефтью" усилилось.

Сам Ходорковский подтверждает финансовую несостоятельность приморского проекта: " Мы строим трубу в Китай за свои деньги, платя арендную плату за землю, выплачивая все налоги, установленные государством, и перекачивать будем нефть, которую добываем сами, со своими лицензиями. Вы хотите построить трубу в Находку? - пожалуйста, найдите, кто заплатит, и стройте туда".

Есть и еще один интересный момент, о котором при раскручивании тихоокеанского маршрута мало кто говорил. Ходорковский попытался объяснить это дальневосточным журналистам: "Если мы потащим нефть на Находку, вам - дальневосточникам - придется часть денег, которые мы платим в виде налогов, вернуть в виде дотаций. Нефти там достаточно, чтобы 30 млн баррелей добывать, это порядка 5 млрд долларов дохода. Однако если мы построим трубу на Находку, обществу нужно будет оплатить строительство и брать с нас не два млрд налога, а один, потому что второй мы потратим на нерациональную транспортировку".

Однако кто только не выступал в роли сторонников тихоокеанского маршрута: на первоначальном этапе казалось , что эту миссию выполняет государство, но при более внимательном взгляде на проблему стало ясно, что Касьянов боролся в большей степени не за Находку или Дальний Восток, а за государственный контроль над нефтепроводами и настаивал на том, что нефтяные магистрали не должны быть частными. Прослеживалось желание Правительства держать частный капитал на вытянутой руке.

После того как позиции Ходорковского и в бизнесе и в политике усилились, планы Правительства поменялись. Власть разыграла свою карту, где, как выяснилось, торг был уместен. В ход было пущено все: и политические и экономические рычаги. "Не определив роль Дальнего Востока на экономической карте России, государство не стало финансировать проект", - утверждает Михаил Терский, приморский экономист, руководитель регионального фонда "Стратегических разработок". Поняли это многие, прежде всего дальневосточники.

"Северный проект нефтепровода - это создание принципиально новой транспортной структуры, которой у нас никогда не было здесь, - говорит Михаил Терский. - Проект определяет будущее Дальневосточного региона и будущее Приморского края как глобального центра в Северо-Восточной Азии и АТР. По существу, реализация его - это первый шаг Правительства, когда оно начинает проговаривать свою тихоокеанскую стратегию. Если Правительство принимает этот проект, финансирует - мы получаем надежду , что такая стратегия у России появляется".

За принятие данного проекта отчаянно боролись дальневосточные губернаторы: Виктор Ишаев (Хабаровск), Борис Головин (Иркутск), Сергей Дарькин (Приморский край). Во время переговоров с японцами Сергей Дарькин пояснил, что "решение вопроса о строительстве нефтепровода Ангарск-Находка в большей степени сегодня зависит от "политической воли" Правительства".

С политической волей все оказалось сложно. Губернаторы остались один на один с проблемами региона. Прогнозируя ситуацию, приморский экономист Михаил Терский говорил: "Если Правительство не принимает тихоокеанский проект, то остается стратегия двухсторонних отношений с Китаем.

Это тоже очень важно, потому что выход на Китайский рынок - ключевая стратегическая задача, но это еще не тихоокеанская стратегия. И мы видим уникальный случай, когда губернаторы начинают выступать не просто как лидеры регионального сообщества людей , а как политики, отстаивающий стратегические интересы России в тихоокеанском регионе".

Не отрицает стратегического назначения проекта на Находку и Ходорковский, однако приводит веские аргументы против спешки. "Нам говорят, постройте трубу сегодня, а когда откроете запасы, будете качать. Простите, но срок годности трубы - всего 25 лет. К тому же мы, являясь самой крупной в настоящее время нефтяной корпорацией в России и самой эффективной, не беремся выполнить эту работу в Восточной Сибири быстрее чем за 20 лет. Подобный проект мы осуществляем в Эвенкии, потратили три года, около 200 млн долларов и находимся на полпути".

Ходорковский может убеждать, и с ним сложно не согласиться. "Действительно, время еще есть, хотя и не так много, - утверждает Михаил Терский, приморский экономист. - По оценкам наших экспертов, к 2010 году половина всех нефтяных полей, которые сейчас эксплуатируются в России, будут выведены из строя. Через десять лет - 50 % российской нефти должно добываться из новых месторождений".

Правительство отложило решение вопроса на неопределенный срок. Государство умывает руки, и нет пока той воли царской, благодаря которой в 19 веке начали строить Транссиб, и эта дорога положила начало развитию Дальнего Востока. Только в 21 веке проект стал окупаться, и то на 50 %. Сегодня у Правительства была возможность положить начало дальнейшему развитию Сибири и Дальнего Востока, но… увы, будем довольствоваться малым. Остается нам, дальневосточникам, во главе с губернаторами активней бороться за подобные проекты; и коль нам "здесь жить!", то почему бы не взять в партнеры победителя - Ходорковского с его командой.

На сегодня интересы ЮКОСа в Приморье не столь обширны, компания пока не имеет здесь собственной топливной сети. И покрывает лишь около 15 процентов топливных потребителей Приморья. Однако бизнес есть бизнес - и это дело приоритетов; возможно, и наши местные бизнесмены поддержат нефтепровод "Ангарск-Находка". Так что трудно сказать, кто проиграл ЮКОСу - государство или дальневосточники? Ведь люди бизнеса, а их у нас немало, всегда смогут договориться.  

Татьяна СКОРНЯКОВА, Владивосток. Интренет-газета "Современный горожанин" (www.urbi.ru), 15.05.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики