РУБРИКА "ИЗ ПЕРВЫХ УСТ". КУЛЬТУРА И РАЗВИТИЕ ИЛИ КАК ЦЕННОСТИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИКУ
Автор: Савченко Ирина
Регион: Кемерово
Тема:  Зарубежный опыт , Исследования
Дата: 26.06.2003

Анализируя причины того, почему экономические реформы в России продвигаются все медленнее и не приносят ожидаемых результатов, экономисты обращаются сегодня к проблеме ценностей, принятых в обществе. Именно традиционная система ценностей в России становится, по их мнению, препятствием в так необходимом экономическом развитии.

На ежегодном форуме Клуба региональной журналистики "Из первых уст" известный экономист, проректор Государственного института Высшей школы экономики Евгений Ясин впервые представил подготовленный им доклад на тему "Модернизация экономики и система ценностей", в котором проанализировал как основные этапы экономических преобразований в пореформенной России, так и влияние ценностей на их осуществление.

Нет более зыбкой темы для нас, россиян, чем разговор о наших отличиях от других наций, от других государств. С одной стороны, мы самозабвенно бичуем себя за лень, бездеятельность, пьянство, безответственность, вороватость. Мы как будто изначально уверены в том, что русские не способны к постоянному и кропотливому труду, не умеют зарабатывать, а привыкли только получать, что закон мы не ставим ни во что и все равно найдем способ его нарушить, увернуться от ответственности, надуть государство и своего же товарища, партнера. Мы считаем, что государство нам обязано, при этом презираем власть, но покоряемся ей. Не раз приходилось наблюдать, как, особенно выезжая за границу, наши соотечественники откровенно разоблачают недостатки русского, российского народа и государственного устройства страны.

При этом мы как бы все время немножко лукавим - каждый про себя считает, что он - не такой. Что от народа его как раз и отличает наличие личных добродетелей - духовности, стремления к справедливости, отсутствие тяги к стяжательству, бескорыстие и щедрость. То есть, с упоением рассказывая о недостатках, мы как бы при этом уверены, что величие русской души и национальные особенности русских, россиян во много крат ценнее, чем такие качества западного человека, как стремление к успеху, личная свобода, законопослушность. Или такие особенности жителей Азии, как тщательность труда, социальная иерархия, отношение взаимной ответственности.

Презирая и надувая государство, мы все еще считаем или очень хотим считать Россию сверхдержавой, при этом задачу стать сверхдержавой целиком предпочитаем передать власти. Для того, чтобы обеспечить просто достойную жизнь себе и близким постоянным и кропотливым трудом, нам нужно переломить свою непритязательность и безответственность, а от государства иждивенчески ожидать удовлетворения примитивных потребностей в виде стабильной но мизерной зарплаты за бестолковый и неэффективный труд, и требовать установления и соблюдения прозрачных и единых для всех правил игры - законов, и уважение прав и свобод личности.

Банальны, может быть, выводы и размышления мои после прочтения доклада Евгения Ясина. Книга эта стала для меня любопытнейшим чтением и поводом для того, чтобы переосмыслить причины, по которым мы все никак не можем догнать Португалию - самую неразвитую страну Западной Европы. Причины, почему едва ли будет выполнено задание увеличить темпы экономического роста вдвое, которое было озвучено в ежегодном послании президента к Федеральному собранию. И никакие заявления некоторых губернаторов, воспринявших послание президента как руководство к действию, не решат эту задачу, поскольку экономический рост находится в прямой зависимости от развития не экономических факторов.

Об этом - об экономических последствиях формирования той или иной системы ценностей - говорят сегодня экономисты, ученые, люди строгого ума, привыкшие анализировать и систематизировать изученное.

В докладе "Модернизация экономики и система ценностей" автор, анализируя причины успешного развития западных стран, приходит к выводу, что Запад обладает наиболее продуктивной системой ценностей, и это обусловливает его лидерство в экономическом развитии.

От каких факторов культуры зависит общественное развитие?

1) радиус доверия или чувство общности,

2) строгость этической системы,

3) способ реализации власти

4) отношение к труду, инновациям, бережливости и прибыли.

Для западного мира характерны высокий уровень доверия; этическая система, связанная обычно с религией (причем, протестантская предпочтительнее, чем католическая), способ реализации власти - демократия; одобрение прибыли как выражения успеха, трудолюбие, образование, склонность к инновациям и сбережениям.

Кроме того, для западного мира характерно поощрение индивидуализма, прав и свобод человека, личности. И в этом есть отличие западной системы ценностей, например, от православной, где индивидуализм ассоциируется с эгоизмом, жестокостью к другим, изоляцией среди себе подобных, одиночеством, в конце концов.

"Опыт показывает, - пишет Евгений Ясин, - что независимая личность неплохо совмещается с гуманизмом, высокой степенью солидарности, свобода предполагает социальную ответственность и, собственно, возможна лишь в среде людей, уважающих права себе подобных". Пример тому, считает автор, западная экономика и западная культура, которая уже 400 лет показывает превосходство и в обеспечении благосостояния граждан, и в создании духовных ценностей.

На примере Латинской Америки Евгений Ясин показывает, что ценности могут стать препятствием в развитии. И этот пример - показателен для России, поскольку именно с Латинской Америкой Россия имеет с культурной, ценностной точки зрения много общего.

Ссылаясь на исследования М.Грондона, Л.Харрисона и Эрнандо де Сото, автор доклада проводит сопоставление отношения западной (продуктивной) и латиноамериканской (непродуктивной) культур к наиболее важным общественном институтам. Например, отношение к богатству в непродуктивной культуре как к ресурсу, нажитому неправедно и потому подлежащему распределению. В продуктивной - как к результату личной инициативы и усилий. Конкуренция в непродуктивной культуре воспринимается как форма агрессии, угрожающая стабильности и солидарности общества, как источник зависти. В продуктивной же западной культуре - как положительная сила, которая развивает стремление к совершенству и росту общественного богатства.

Труд в продуктивной культуре считается главной формой самовыражения, самым достойным способом удовлетворения потребностей, В непродуктивной - как тяжелое бремя и неизбежное зло. Сама жизнь западным человеком воспринимается как то, что я делаю сам. В другой - как действие непреодолимых сил - бога, дьявола, транснациональных компаний, заговоров. Такое восприятие жизни приводит к страху и пессимизму.

Власть рассматривается в Латинской Америке (только ли там?) как лицензия, индульгенция. Борьба за власть дает человеку силу, а по достижению власти она должна быть использована в его личных интересах, без какой-либо необходимости заботиться о правах других, без конституционных барьеров, балансов и даже без благоразумия.

Авторитаризм подавляет желание рисковать, подавляет нововведения и предпринимательство за счет неизбежной наказуемости инициативы. И это - характеристика авторитаризма вообще, а не только в каком-то отдельно взятом регионе.

Иерархическая картина мира и авторитарная власть, патернализм и социальная жестокость, нетерпимость к инакомыслию и преследование инициативы - все это черты аграрно-феодального общества или пережитки его.

Однако странам Восточной Азии, для которых характерны все эти черты, удалось добиться успеха в развитии. За счет чего?

Продолжение в следующем номере.  

Ирина САВЧЕНКО (Сербина), Кемерово. Областная газета "Край" 30.05.03.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики