Крупный российский бизнес приходит в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Казалось бы, какая беда-напасть могла заставить такие российские компании как "Интеррос", или "Газпром", или "Евразхолдинг" войти в состав акционеров создаваемой российской коммунальной компании наряду с РАО "ЕЭС России"?
Можно предположить, что произошло это по нескольким причинам сразу. Во-первых, крупный бизнес устал нести на себе бремя ответственности за социалку в регионах и городах своего присутствия. И хотя ЖКХ формально является одним из секторов экономики и вроде бы по определению не должно становиться объектом благотворительности, ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве всем известна: это черная дыра. Сколько туда не вложи, все тут же вытекает через дырявые трубы, а чаще "вылетает в трубу" по причине бестолкового, советского, нерыночного менеджмента.
Вот и приходится крупным компаниям бесконечно "помогать материально" несчастному ЖКХ. Часто содержание коммунального хозяйства целых поселков и городов ложится на градообразующие или просто крупные предприятия. Часто это становится "платой" властям региона за сам факт присутствия компании, за возможность ведения бизнеса на определенной территории, за "крышу", так сказать.
Естественно, в реальном секторе экономики деньги считать научились давно и давно поняли, что такая "социальная ответственность" обходится недешево. Поэтому, вероятно, решили подойти к решению вопроса с ЖКХ в принципе.
А в принципе всем понятно, что в коммунальном секторе при правильном ведении бизнеса по определению должна быть не только стабильность (потому что там всегда есть заказ, всегда есть потребитель и он практически всегда платит), но даже прибыль! Страшная, крамольная мысль - ЖКХ может работать с прибылью! Но доказанная на практике теми ЧАСТНЫМИ предприятиями, которые УЖЕ работают в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, предположения о причинах вхождения российского "крупняка" в ЖКХ два: крупный бизнес может таким образом снизить свои затраты на сомнительную благотворительность, и сделать ЖКХ конкурентоспособным бизнесом. А конкуренция, ко всему прочему, предполагает и снижение цены. В данном случае - тарифов.
Но что гадать о причинах, если вашему корреспонденту представилась возможность спросить о них у одного из участников нового российского коммунального проекта - председателя правления РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, и получить ответ из первых уст. Анатолий Борисович выступил 8 апреля на ежегодном форуме клуба региональной журналистики "Из первых уст", куда были приглашены более 150 журналистов из разных регионов, в том числе семеро - из Кузбасса.
Ирина Сербина, собкор "Известий"
Итак, что заставило крупный бизнес пойти в коммунальный сектор? Доказывает ли это, что ЖКХ в принципе может стать прибыльным бизнесом, что, в конечном счете, выгодно потребителю услуг ЖКХ - то есть, всем нам, населению, гражданам?
Анатолий Чубайс: "Чистая бизнес-логика".
"Мы сегодня треть продукции отдаем ЖКХ. ЖХК сегодня - самый отвратительный покупатель из всех, которые у нас есть. Мы решили все проблемы с крупным бизнесом, с коммерческим сектором, с селом - аграрии хорошо платят, решаются проблемы долгов. Мы не решили проблемы с ЖКХ. Они не разрешимы в этом режиме. ЖКХ заплатило по прошлому году 89% от установленного объема платежей. Это означает, что мы не добираем законные платежи по действующим тарифам, установленным государством, у одного потребителя - ЖКХ, - и вынуждены еще более жестко взыскивать ранее накопленную задолженность у другого. Несправедливо, неправильно и некорректно.
При этом одна треть в объеме реализации электроэнергии приходится на ЖКХ, а в объеме долгов потребительских - две трети.
Что делать? Очевидно, что мы должны с менеджерской позиции, с точки зрения бизнес-логики, эти деньги получить назад. Причем, каким бы плохим этот потребитель ни был, мы не можем ему не продавать нашу продукцию. В этом наша особенность, отличающая нас от многих других. Закон экономики: плохой потребитель - не продавай ему, продавай хорошему. Мы этого сделать, к сожалению, не можем. Конечно, наши человеконенавистнические установки нас к этому подвигают, но все-таки, пока, видимо, не настолько.
Что делать-2? Мы регулярно подписываем соглашения с губернаторами, по которым сто процентов текущих платежей они обязаны платить. Это святая обязанность. Мы говорим: "У вас есть долги, да, понимаем, что большие, понимаем, что вы не можете сразу с ними разобраться и не требуем этого. Давайте их реструктурируем на три, на четыре года, на пять лет, как вы можете рассчитываться реально, по состоянию бюджета. Давайте распишем по годам, по кварталам, по месяцам - вот ваши обязательства, вот ваша подпись. Договорились?" - "Договорились", — отвечают.
Проходит полгода, приезжает губернатор: "Вот такое дело… мы стараемся, но пока не очень получается, уж извини, давай еще перенесем на полгода". Перенесли. Через полгода приезжает снова: "Вот временные сложности"… И так далее. Но это невозможно! Так просто невозможно.
Проблема - внутри.
Понятно, что проблема не вовне - она внутри. И ясно, что если не влезть внутрь, не отстроить этот механизм, мы ничего не решим. Стали анализировать, что там происходит с уровнем тарифов, с долей платежей населения, муниципальных бюджетов, состоянием дебиторской и кредиторской задолженности, долгами по заработной плате. Что я увидел? Сегодняшний ЖКХ - это один в один моя родная РАО ЕЭС в 1998 году.
Что такое сбыт, там не знают. Сбыт - это антинародное буржуазное явление. "Зачем нам сбыт? Мы занимаемся энергоснабжением", — говорят. Сажаю напротив себя живого директора коммунальных теплосетей не буду рассказывать какого города:
- "Положи мне на стол реестр договоров на продажу тепловой энергии".
- "У меня нету".
- "Но ты же производишь продукцию, ты ее продаешь потребителю, договора у тебя должны быть подписаны, ты по ним получаешь деньги. Дай договора".
- "Нету".
- "Хорошо, а как ты вообще без договоров потребителем можешь жить?"
- "Да мне в принципе договора не нужны, потому что у меня все равно счетчиков нет, измерительной аппаратуры нет, и сколько продаю, я не знаю".
- "Сильно. Счетчиков нет, договоров нет, но ты как-то деньги получаешь за свою деятельность бурную?"
- "Получаю".
- "Расскажи, как это происходит?"
- "Ну, у нас все заводы стоят, но один завод еще живой, я обычно один раз в месяц к директору прихожу, сажусь с ним, накрываю стол и обсуждаем: дашь денег?"
- "Ну и как?"
- "Иногда дает, иногда не дает".
- "А коммунальные дотации из муниципального бюджета?"
- "В общем, тоже я к мэру прихожу, каждый месяц меня не пускают, но раз в квартал прорываюсь: дайте денежек немного".
- "Если это все вместе сложить: получил ты эти денежки, у тебя есть затраты - ты платишь за приобретенную продукцию, сырье, материалы. Сопоставим одно с другим - какую часть затрат ты "закрываешь"?
- "Ну, по-разному бывает. Бывает двадцать процентов, бывает, - тридцать. Бывает даже сорок!"
- "Как так - закрываешь 40% затрат, а как ты вообще живешь? У тебя долги, соответственно?"
- "Ой, да, точно, долги накапливаются - страшное дело".
- "Ну а дальше?"
- "А дальше как правило недолго - мы полгодика поработаем, потом эту лавку закрываем, открываем следующую".
Точка. Это вот бизнес. Это вот бизнес в ЖКХ. Советский мезозой в полной красоте. Я понял, что я с губернаторами передоговариваться заново могу, кричать, рвать на себе волосы, могу все отключать, но от этого ничего не изменится, ситуация в ЖКХ будет точно такой, какой была.
Смотрим параметры: задолженность по зарплате - 4,5 месяца. Разрыв дебиторки и кредиторки в ЖКХ - 100 миллиардов рублей! Полный покой. Долги в бюджет не реструктурированы вообще все!
Что делать? Дальше простая логика: если в РАО ЕЭС, в региональных энергосистемах наш менеджмент, наша команда отстроила бизнес так, что все те же самые проблемы, которые есть в ЖКХ сегодня, были решены полностью, то здесь мы говорим о том же самом, в тех же самых профильных бизнесах: производство теплоэнергии, транспортировка теплоэнергии, транспортировка электроэнергии. Это ровно то, что мы делаем. Это означает, что объективно мы как менеджерская команда обладаем уникальным конкурентным преимуществом для решения того же самого состава задач. Это в части бизнеса.
А в части личностной? Что в голове у нормального гражданина страны при слове "РАО ЕЭС"? Отключения, холодные батареи и так далее. Почему, откуда? Потому что между РАО и нормальным гражданином - ЖКХ. Иди ты ему объясни: "Дружище, мы отключаем не потому, что отключаем, а потому что у тебя горэлектросеть - перепродавец - не в состоянии платить текущие долги, а тем более реструктурированные. Поэтому ты уж извини, я тебя на две недели без горячей воды оставлю". Ничего себе! Он имеет полное право заявить: "Чего у вас там с перепродавцами, вы, ребята, сами разбирайтесь. Все развалили, я вам деньги плачу, а вы мне не в состоянии поставить тепло и электроэнергию. Все, долой Чубайса!" Абсолютно естественная, правильная и понятная логика. Но это на эмоциональном уровне.
А на содержательном уровне? Это не шутка. Это постоянный стресс моих генеральных директоров АО-энерго, это уголовные дела против моих генеральных директоров за отключения. Кого отключаем, заметьте? Мы не отключаем промышленных потребителей, потому что они платят. Мы вынуждены отключать коммунальщиков, потому что они не платят. Полгода бился за генерального директора "Ставропольэнерго" - приговор суда за отключение электроэнергию. Я говорю гендиректору: "Я тебе запрещаю не оплаченный отпуск электроэнергии. Своим приказом запрещаю. Что такое неоплаченный отпуск? Это значит, ты воруешь. Ты у кого-то другого в кошельке заберешь и этому отдашь. Неправильно, несправедливо". Он идет и ЖКХ отключает. Прокурор приходит - уголовное дело. Отбили гендиректора "Ставропольэнерго", полгода потратили. На прошлой неделе уголовное дело против гендиректора "Воронежэнерго". Та же самая ситуация - ЖКХ. Ну сколько можно в эту грязь влезать по пояс? Со своей разобрались, значит, с этой надо разбираться. 
Ирина САВЧЕНКО (Сербина), Кемерово. Областная газета "Край" 18.04.03.

|