РУБРИКА "ИЗ ПЕРВЫХ УСТ". ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. ХОРОШИЕ ПРИМЕРЫ.
Автор: Савченко Ирина
Регион: Кемерово
Тема:  Зарубежный опыт , Исследования , Экономика
Дата: 26.06.2003

ПОЧЕМУ СТРАНАМ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ УДАЛОСЬ ДОБИТЬСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСПЕХА?

Продолжая разговор о том, как система ценностей влияет на развитие экономики, обратимся вновь к докладу известного российского экономиста Евгения Ясина "Модернизация экономики и система ценностей".

Несмотря на то, что, по мнению Евгения Ясина, для стран Восточной Азии традиционно характерны были такие черты непродуктивной культуры как иерархичность социальной организации, закрытость и авторитаризм, им удалось, все-таки, добиться определенных экономических успехов. За счет чего?

Во-первых, так называемая "рисовая культура" определяла напряженность, систематичность и тщательность труда. Это было, во многом, условием выживания. Отсюда - укорененность высокой трудовой морали и привычка все время отдавать труду - конфуцианское трудолюбие.

Во-вторых, конфуцианская этика, общепринятая в этих странах, предполагает в рамках социальной иерархии отношения взаимной ответственности, высокий уровень доверия в обществе.

Несмотря на то, что в иерархии занятий торговля занимала последнее место, поскольку связывалась с наживой, которая оценивалась отрицательно, мотив зарабатывания денег был все же очень силен. "Материальное благосостояние, например, в Китае, ценится выше, чем где бы то ни было, возможно, в противовес принятой идеологии", - пишет Евгения Ясин. Когда успех восточноазиатских стран стал очевиден, исследователи конфуцианской культуры нашли в ней некие противоречивые течения: "нейтрализуйте те силы, которые подавляют предпринимательство, прежде всего бюрократическую удавку, и обеспечьте престижность предпринимательства - и вы получите критическую массу мотивации успеха", — приходит к выводу Харрисон. Но, безусловно, для успешного экономического развития необходимы и внешние условия: вызовы со стороны внешних сил, благоприятная ситуация на внешних рынках, резервы индустриализации. "Рано или поздно страны, вступающие в постиндустриальную эпоху, должны будут пожертвовать традиционными ценностями, особенно авторитаризма, иерархии, персонализации всех отношений, либо начнут отставать. Поэтому, как ни привлекателен восточноазиатский пример догоняющего развития, для России он не подходит: у нас нет рисово-конфуцианской культуры и обзаводиться ею уже не стоит. Да и не получится", - приходит к выводу Евгений Ясин.

Испанский пример: невозможное возможно?

Существует ли в мире хороший пример динамики, трансформации традиционных ценностей, способствующий экономическому развитию? Безусловно, это пример Испании. Прогресс Испании за последние 40 лет - это результат изменения институтов и культуры, считает Евгений Ясин. Экономические реформы, модернизация церкви, демократизация общества и его институтов, свобода слова, военная реформа, реформа образования - все это изменило, прежде всего, ценностные ориентации общества. Кроме того, в стране, меняющей системы ценностей, должны быть сильные интеллектуальные и нравственные лидеры. Мужество говорить правду о слабостях своего народа сделало моральными авторитетами таких знаменитых испанцев, писателей и философов Ортега-и -Гассет, де Мадарьяга, Диас Плаха. Настоящим лидером нации стал король Хуан Карлос, сыгравший огромную роль в становлении испанской демократии. Сегодня это страна, в которой новые ценности стали основой динамичного экономического развития. В 1999 году душевой валовый национальный доход в Испании составил 17 850 долларов. Сегодня она близка по уровню развития к таким странам как Южная Корея и Новая Зеландия.

Таким образом, пример Испании и Восточной Азии (в отношении предпринимательства при сохранении традиционной культуры и ее позитивной роли в развитии) - пример догоняющего развития именно ценностей, считает Евгений Ясин.

Подводя итог, автор доклада приходит к выводам, что 1. продуктивная система ценностей, несомненно, преимущество Запада. Хотя на вопрос, является ли она причиной процветания, или его результатом, нельзя ответить однозначно. Возможно, здесь имел место процесс плодотворного взаимодействия. "Иметь систему либеральных ценностей, подобную западной, было бы неплохо и для России, хотя существуют заметные различия в культуре", — пишет Евгений Ясин.

2. В том, что касается радиуса доверия, распоряжения властью, отношения к предпринимательству и труду российская культура имеет много общего с латиноамериканской. Но есть важные отличия, дающие России дополнительные шансы.

3. Хороший опыт Восточной Азии не подходит России, поскольку успех этих стран опирается на такие традиционные ценности, как трудолюбие и дисциплина, которые не столь уважаемы в нашей стране. Еще одним важным различием является то, что Россия уже давно завершила фазу индустриализации, на которой сегодня находятся страны Восточной Азии. Перед нашей страной стоит задача модернизации постиндустриальной экономики и постиндустриального развития.

4. Опыт трансформации системы ценностей под влиянием экономических реформ и демократизации на примере Испании показывает, что изменение ценностей в сторону их продуктивности возможен.

Что же представляют собой российские ценности, и какие дополнительные шансы имеет в этой связи наша страна в развитии экономики?

Наиболее часто упоминаемая ценность российской культуры - духовность. Обычно понимается как превосходство духовных ценностей над материальными. Она может быть продуктивной в контексте творчества - вдохновение изобретателя, художника, ученого базируется на этой ценности. Однако противопоставление духовности материальным ценностям, русской духовности западному материализму вряд ли оправдано, считает Евгений Ясин.

Коллективизм понимается в традиционной русской культуре и как стремление к совместной работе, способность к сотрудничеству, и как подчинение личности коллективу. В первом варианте эта ценность может быть продуктивной, во втором коллективизм порождает авторитаризм и безответственность. Член коллектива - уже не личность, лидер объединяет права и ответственность членов коллектива.

Самопожертвование, жертвенность, принесение своих интересов в жертву общим. По мнению почитателей этой ценности, она сыграла значимую роль в российской истории (примеры невиданного героизма русского народа во время отечественных войн). Однако когда человеческая личность воспринимается как самостоятельная ценность, это заставляет искать решения, исключающие необходимость жертв. К тому же самопожертвование - это покорность власти, долготерпение, которые позволяют власти не считаться с личностью, игнорировать или узурпировать ее права, - пишет Ясин.

Соборность - одна из самых почитаемых русских ценностей. По мнению одних это патернализм, другие считают, что это согласие в коллективе и в обществе на основе консенсуса. Соборность не противоречит личности, она ее укрепляет, противостоит безличному коллективизму и своеволию индивидуализма. "Личности, объединенные в некое сообщество, уважают не только свои права, но и права других. Поэтому они стараются добиваться своих целей, реализовывать свои интересы, не нанося ущерб собратьям, во всяком случае, не нарушая общепринятых норм. Они стремятся также к тому, чтобы эти нормы были разумны, чтобы все сообщество процветало, и поэтому склонны уделять время общественным делам в своих же интересах. В таком определении мы имеем дело ни с чем иным, как с гражданским обществом, явно либеральной ценностью". Соборность, по мнению Ясина, вполне продуктивна, если словами о вселенской любви не начинают прикрывать подавление личности государством в интересах государства.

Отношение к труду и успеху: успех достигается натиском и удачей, но не усердием. Склонность к чрезвычайным усилиям имеет оборотную сторону - ожидание успеха как чуда, "недостижительность" как равнодушие к успеху у русских в противовес "достижительности", нацеленности на успех, свойственным протестантской культуре. Нежелание рекламировать себя и толкаться, ожидание признания со стороны других - альтернатива западной практике самовыдвижения, и одновременно - ценность удачи, "мазы", желание быть "первым при раздаче" есть следствие преобладания иерархической системы распределения при неразвитости рыночных отношений.

Труд на себя - в радость, подневольный труд - в тягость.

Размах, широта, склонность к масштабным делам имеют оборотную сторону - небрежность, беспечность, безалаберность, неэкономность, безразличие к "средней области культуры", той части жизненного пространства, которое начинается за пределами собственного дома и заканчивается там, где начинается "государево дело". Русские традиционно слабы в области малых дел: благоустройство, уборка мусора, местное самоуправление, малый бизнес. "В средневековых европейских городах помои тоже выливали на улицу. Но там было очень тесно, и до граждан скорей дошла мысль, что "так жить нельзя". А на русских просторах еще долго продолжали жить, как придется", - пишет Ясин.

Нестяжательство. Богатство - грех, бедность - добродетель. При этом ценятся щедрость, бескорыстие, готовность сопереживать и помогать ближнему. Нестяжательство - ценность непродуктивная, подрывает стремление к труду и бережливости, к предприимчивости, ограничивает потребности. Хотя ограничивает жадность, зависть, облагораживает нравы, но процветанию не способствует.

Обостренное чувство справедливости, видимо, вследствии постоянного ее нарушения, особенно властью. Отсюда - "справедливость выше закона", шемякин суд. Чаще всего мыслится как уравнительность в следствии бедности.

Эмоциональность, порыв, вдохновение. Нестандартность мышления, изобретательность, оригинальность. Отсюда - достижения русской художественной культуры.

Безусловно, делает вывод автор доклада, в российской традиционной культуре есть много привлекательного. Стремление к совместной работе, труд в удовольствие, размах, нестандартность и оригинальность содержат большой продуктивный потенциал. Они могли бы стать основой "российского чуда". Однако в целом ценности российской культуры, терпимость к отрицательным качествам, непродуктивны в современных условиях. Это отражение архаичности общества с иерархической структурой господства и власти, с аграрно-феодальной экономикой. Наслаивание на традиционные русские ценности таких советских "антиценностей" как подавление личности, авторитаризм, безответственность, уравнительность, отсутствие стимулов, как следствие последнего - лень, бездеятельность, неорганизованность, а также небрежность, беспечность, потребительство, вороватость, иждивенчество - все это долгое время не позволяло России выбраться из наезженной колеи.

Но для России в предстоящей перспективе постиндустриального развития система ценностей не должна представлять непреодолимого препятствия. Недостатки изживаемы, как показали примеры Испании и Восточной Азии. Реформы создают новые условия для формирования новой продуктивной системы ценностей. Наши проблемы сходны с проблемами многих стран, отстающих в своем развитии. И именно развитие культуры является условием роста экономики.

Для того, чтобы ценности менялись в нужном направлении, нужно время, продолжение институциональных реформ, последовательная демократизация, гуманизация власти, политики, общественной жизни. Гуманизация касается, прежде всего, гражданского общества, считает Ясин. Это, по его мнению, условие роста солидарности, общности, доверия. "Неверно утверждение, что эффективность достижима, только если человек человеку волк. Отстаивание своих прав, требовательность к согражданам должны сочетаться с социальной ответственностью и человеческим состраданием", — пишет Ясин.

А для этого в российской традиционной культуре есть наиболее серьезные предпосылки.  

Ирина САВЧЕНКО (Сербина), Кемерово. Областная газета "Край" 06.06.03.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики