СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ…
Автор: Луканкина Татьяна
Регион: Ангарск
Тема:  Гражданское общество , Федерация Интернет Образования
Дата: 09.07.2003

В дни празднования своего 10-летнего юбилея нефтяная компания "ЮКОС" объявила о начале акции "Вам слово!". Акция настолько грандиозная, что, рассказывая о ней журналистам, руководитель юкосовского форпоста на востоке, генеральный директор АНХК Владимир АНИСИМОВ называл ее не иначе как "широкомасштабная программа". Впервые частная компания приглашает к открытому разговору всех, кто верит в будущее России и готов работать на ее благо.

Наверное, эту программу можно назвать всероссийской. Слово предоставляется всем, кто живет в регионах деятельности НК ЮКОС. А интересы лидера отечественной нефтянки простираются на территорию от Калининграда до Владивостока и от Ямала до Черноморского побережья. В компании работает более ста тысяч человек. За каждым из них - семьи, дети, близкие и родные люди. И все они имеют возможность высказаться о том, каким они хотят видеть свой город, какие социальные проблемы требуют, на их взгляд, скорейшего разрешения, что для этого может сделать НК ЮКОС.

Основная цель акции - подвести итоги социальной работы ЮКОСа за 1999 - 2002 годы и предельно точно откорректировать стратегию компании на будущее. Распечатав второй десяток, НК ЮКОС намерена получить наиболее объективную оценку своей деятельности. В течение месяца из всех "нефтяных" городов и поселков в компанию будут стекаться письма и анкеты. В частности в Ангарске по всему городу оборудованы специальные пункты приема корреспонденции. Все предложения и замечания будут проанализированы экспертами, в том числе Британским благотворительным фондом СAF. Представители НК ЮКОС обещают, что ни одно послание не останется без внимания. До конца года каждый (!) написавший письмо в компанию получит персональный ответ.

- Мы понимаем, что, приглашая людей к откровенному разговору, компания ЮКОС берет на себя определенные риски, - сказал Владимир Анисимов. - С одной стороны, мы можем вызвать волну критики в адрес компании или получить кипу заявок на финансирование благотворительных фондов. Но с другой стороны, эта акция поможет нам максимально верно выстроить в регионе свою социальную политику.

Как утверждает Владимир Анисимов, социальная стратегия компании на 2004 и последующие годы будет выстраиваться в сотрудничестве с местными администрациями и общественными организациями. Например, в Ангарске уже в ближайшее время состоится рабочая конференция с участием представителей некоммерческих общественных объединений и руководства НК ЮКОС. Будут объявлены победители различных социальных проектов. А в рамках программы "Вам слово!" пройдет новый конкурс "Социальные проекты для детей и молодежи", на реализацию которых НК ЮКОС выделяет достаточные денежные средства.

В течение десяти дней на Ангарском радио будет проводиться викторина на тему партнерства города и компании. Для тех, кто лучше всех знает социальную историю ЮКОСа, приготовлены призы.

Став собственником Ангарской нефтехимической компании, корпорация ЮКОС сразу заявила о своей ответственности не только за АНХК, но и за город Ангарск, который в тот момент из-за глубокого кризиса на градообразующем предприятии сам находился на грани краха. На свои плечи ЮКОСу пришлось взвалить даже такие мелочи как приобретение главной новогодней елки и остекление ангарских школ.

За два года ситуация в городе нефтехимиков кардинально поменялась. Стабильно работает нефтеперерабатывающий комбинат. В 2002 году план переработки перевыполнен на миллион тонн. В этом году АНХК не собирается снижать темпы и планирует перегнать девять миллионов тонн нефти вместо восьми запланированных. Владимир Анисимов с гордостью отметил, что первый квартал этого года можно считать удачным еще и потому, что АНХК стала лидером среди нефтеперерабатывающих предприятий ЮКОСа.

Победа в экономическом соревновании - это не только предмет гордости, но и приличная прибавка к жалованию. Так, за каждое призовое место работник АНХК получает около 900 рублей. Не удивительно, что лишь за первый квартал средняя заработная плата Ангарской НХК выросла на 12,5 процента. За год же доходы нефтехимиков возрастают примерно на четверть. С учетом социальных выплат в будущем декабре средний доход составит около девяти тысяч рублей. Кроме того, по итогам года все труженики ангарской нефтехимии получают вознаграждение в размере трехмесячной заработной платы.

На недавней пресс-конференции, организованной в Москве специально для иркутских журналистов, председатель правления НК ЮКОС Михаил ХОДОРКОВСКИЙ сообщил, что в рамках соглашения с профсоюзами в 2009 году работа сотрудников компании будет оцениваться по среднеотраслевому мировому уровню. Сейчас этот показатель составляет приблизительно тысячу долларов в нефтедобыче и около пятисот в переработке. Глава холдинга отметил, что с таким доходом нефтяники могут самостоятельно обеспечить себе необходимый пакет медицинских и образовательных услуг.

Однако пока мировой уровень оплаты труда не будет достигнут, социально-культурную сферу компания не бросит. Сегодня на содержании Ангарской НХК находится ведомственная медсанчасть, санаторий-профилакторий, две базы отдыха, два летних лагеря, несколько заводских турбаз. Дворец культуры нефтехимиков, переданный на баланс муниципалитета, в рамках соглашения о социальном партнерстве также по-прежнему финансируется АНХК.

В последнее время весь соцкультбыт Ангарки переживает серьезные преобразования. В профилактории "Родник" и в лагере "Юбилейный" сданы в эксплуатацию бассейны. На базе отдыха "Ангара" строятся секционные домики для комфортного отдыха. В детских лагерях обновляется кухонное оборудование, мебель, спортинвентарь. На 2002 - 2004 годы рассчитан комплекс мер по улучшению бытовых условий на производстве. В рамках этой программы евроремонту подвергнутся все столовые и бытовые помещения предприятия. Только в 2003 году на реконструкцию объектов оздоровления и отдыха АНХК направит свыше 57 миллионов рублей.

В целом социальные программы ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" на этот год оцениваются без малого в 300 миллионов рублей, на 111 миллионов больше, чем в прошлом году. Выплаты социального характера: адресная помощь молодым, многодетным, малообеспеченным семьям, пособие в связи с уходом на пенсию, материальная поддержка ветеранов войны и труда - в 2002 году составили 23,5 миллиона, а в 2003 году вырастут до 30,5 миллиона рублей. Триста пятьдесят работников АНХК получат льготные ссуды на приобретение жилья, это в несколько раз больше, чем в прошлом году.

Все это - внутренние, так называемые корпоративные социальные программы. Кроме них Ангарская нефтехимическая компания финансирует и городские проекты. В прошлом году на муниципальное здравоохранение и образование, культуру и спорт АНХК перечислила 2,7 миллиона рублей. Еще более 12 миллионов рублей на строительство детских площадок, создание интернет-клубов и другие мероприятия в Ангарск направила материнская компания ЮКОС. В этом году благотворительная помощь Ангарки городу превысит 4 миллиона рублей.

- В ЮКОСе хорошо понимают: социальная политика столь же важна для компании, как экономика, производительность, налоги, - заявил генеральный директор АНХК Владимир Анисимов.

Вот почему порой затраты нефтяной компании на социалку и ее инвестиции в производство - это цифры одного порядка. В этом году на формирование социальной политики в "своих" регионах корпорация ЮКОС планирует потратить 40 миллионов долларов. Вполне естественно, что, выделяя столь солидные средства, компания заботится об их эффективном использовании. Гарантом точечного попадания в наиболее острые, не терпящие отлагательства, проблемы и должна стать акция "Вам слово!".

Но есть у этой программы и другая цель - пригласить граждан к личному участию в общественной жизни региона.

- Я абсолютно уверен, что наша страна может нормально развиваться, наши компании нормально работать, а наши люди нормально жить, - сказал глава НК ЮКОС Михаил Ходорковский на форуме региональных журналистов, состоявшемся в апреле этого года в Москве. - Но только в том случае, если мы будем двигаться вперед, к созданию гражданского общества.

По мнению Ходорковского, пока понятие "общество" подменяется "населением", Россия не сможет быть полноправным участником мирового сообщества. Однако приблизить тот день, когда наша страна займет достойное место в цивилизованном мире, может каждый из нас. Рецепт прост: не ждать милости от государства, не возлагать слишком больших надежд на президента, самим решать свои проблемы.

Отвечая этим принципам, нефтяная компания ЮКОС принялась за осуществление нескольких глобальных социальных проектов. Большинство из них действует и в Иркутской области. К примеру, деловая игра "Новая цивилизация". Сегодня ей охвачено уже двести тысяч детей по всей стране.

Или Федерация Интернет Образования (ФИО), в которую ЮКОС ежегодно вкладывает 10 миллионов долларов.

- Мы заметили общественную проблему, - говорит Михаил Ходорковский. - При достаточно высоком уровне образования, кое в чем Россия сильно отстает от передовых стран - это интернет. Мы взялись научить школьных преподавателей пользоваться интернетом. Сейчас в наших центрах обучается 30 тысяч учителей в год, а к 2005 году мы выйдем на уровень 50 тысяч.

Опыт ЮКОСа в обучении интернет-технологиям лег в основу федеральной программы "Информатизация системы образования". Руководителем рабочей группы по этому проекту назначена директор образовательных программ ФИО Светлана АВДЕЕВА. Можно сказать, что общественная инициатива нефтяников превратилась в дело государственной важности.

Не менее значим для страны проект "Законотворчество". В Государственной думе одновременно рассматриваются сотни законопроектов. По мнению Ходорковского, четыреста пятьдесят депутатов, даже самых умных, не могут разработать законы, подходящие для ста сорока миллионов россиян. Избиратели просто не доносят до парламентариев свои интересы. В рамках проекта "Законотворчество" нефтяная компания ЮКОС взяла на себя лоббирование общественных интересов в Думе. На нефтяные деньги проводится профессиональная оценка особо важных законопроектов, привлекаются эксперты, готовятся материалы для парламентских слушаний. В некоторые законодательные акты удается вносить изменения. Как считают участники проекта, на благо России.

Ходорковский уверен, что крупные предприниматели (не все, но многие) готовы вкладывать деньги в развитие общественных институтов. Однако он признает, что интересы бизнеса и общества никогда не будут совпадать на сто процентов. Выполнение пусть небольших, но конкретных социальных задач должны взять на себя сами граждане. Этот принцип становится фундаментальным в политике НК ЮКОС. В регионах своего присутствия компания все больше денег вкладывает в общественные инициативы местных жителей. В прошлом году финансирование социальных проектов в Ангарске составило более 1,6 миллиона рублей. Программа "Вам слово!" - еще один шаг, который компания ЮКОС делает на пути к гражданскому обществу.  

Татьяна ЛУКАНКИНА, Ангарск. Общественно-политический журнал "Иркутская губерния", № 3 (10), Май 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики