ЛЕНИН HAUTE-COUTURE
Автор: Зинатулин Игорь
Регион: Псков
Тема:  Гражданское общество
Дата: 14.07.2003

Новая буржуазия примеряет пионерские галстучки

Удивительная новинка сегодняшнего дня - в мире высокой моды появилась ультрапопулярная деталь из России, вернее, деталь из ее недавнего прошлого. В коллекции лучших модельеров Европы и Америки попали изображения советского герба и портреты Ленина. Трудно себе представить, чтобы хотя бы десять лет назад серп и молот могли стать предметом антуража для сливок западного общества.

В нашей стране популярность символов советской эпохи мало кого удивляет. Красные знамена и овитые колосьями звезды мрачновато красуются на фасадах сталинских домов. Одним эти незамысловатые символы греют души, другим просто безразличны.

В среде российской интеллигенции, притесненной в годы Советской власти, сильны позиции тех, кто глубоко неравнодушен к «засилью» вещественных пережитков прошлого в жизни демократического настоящего.

К числу убежденных противников «характерных барельефов» на стенах домов относится и Наталья Иванова, заместитель главного редактора журнала «Знамя». В романтический период «перестройки» Наталья Борисовна была одним из немногих глашатаев, по чьим статьям учились гражданственности и патриотизму. Сегодня Наталья Иванова - известный литературный критик и активный оппозиционер любым попыткам властей окунуться в излюбленную атмосферу негласности и вседозволенности.

Свой доклад «Культурная ситуация в постсоветской России» она представила на семинаре Клуба региональной журналистики в Москве.

По мнению Натальи Ивановой, насыщенность культурной атмосферы России предметами советской идеологии оказывает исключительно пагубное воздействие на умонастроение современных россиян. В большей степени эта невеселая тенденция актуальна в среде молодежи.

- По настоящему человек определяется со своей политической принадлежностью не раньше, чем к тридцати годам, - убеждена Наталья Борисовна. В связи с этим оказать влияние на шаткие политические представления молодежи представляется Наталье Ивановой весьма выполнимой задачей. Пусть, возможно, и нецеленаправленной, но действенной.

- Тот идеологический фон, который создают СМИ, реклама, литература; который полон ностальгии по якобы «золотым временам», когда «все было так легко и прекрасно», способен настроить человека на соответствующую тональность, - высказала свои опасения заместитель редактора журнала «Знамя».

Наталью Иванову беспокоит преобладание в современных школах советской схемы изучения отечественной литературы. За школьной скамьей все еще штудируют Фадеева и Островского, традиционно исключая из приоритетного поля зрения школьников Пастернака, Бродского или Цветаеву.

- Если бы все прочитали «Доктора Живаго», вопрос о восстановлении памятника Дзержинскому просто бы не появился, - считает Наталья Борисовна.

В будущее литературный критик Наталья Иванова смотрит настороженно. Давление властей на СМИ, эпохальное возвращение к сталинскому гимну и стремление сохранить и приумножить прочие символы былых времен не создают богатой почвы для оптимизма.

В то же время для излишне драматизированного пессимизма сегодня повода тоже нет. Такова точка зрения многих современных политологов и культурологов, которая, к сожалению, не прозвучала в ходе обсуждения доклада Натальи Ивановой. По их мнению, сегодняшняя «горячка» в отношении символов советской эпохи во многом напоминает лихорадочное стремление большевиков спалить дотла культурное достояние монархической России. Человек, открещивающийся от своего прошлого, теряет привлекательность в глазах окружающих. Страна, отмахивающаяся от собственной истории, теряет уважение к себе.

Историк Никита Соколов заметил, что российскую политическую историю отличают резкие крены из стороны в сторону. Либо закоренелый консерватизм и тотальное подчинение, либо безудержная анархия, насилие и разбой. Народ склонен действовать в исторической перспективе по принципу «пан или пропал». У нас так и не стала популярна уважаемая на Западе «золотая середина», идейная платформа для здорового, умеренного либерализма.

Легендарные сталинские высотки могут вызвать и благостный трепет перед могуществом былой страны («Да, были люди в наше время»), а могут и послужить вещественным напоминанием о грандиозном терроре деспота, согнавшем тысячи больных и голодных рабов на строительство архитектурных исполинов (на строительстве семи московских «небоскребов» использовался труд заключенных).

На самом деле, именно в сфере советской символики успешно действуют самые настоящие законы капиталистического рынка. На серп и молот предъявляется спрос - серп и молот появляются на экране, в газете или на футболке. Причем этот рынок можно разделить на два сектора - производство советских символов для потребителей, чья молодость пришлась на социалистический период, и рынок для молодежи.

Не стоит драматизировать стремление людей старшего возраста прикоснуться через знакомые с детства символы к тому времени, когда они были молодыми, красивыми и здоровыми. Эта ситуация напоминает листание альбома со старыми фотографиями. Символы выступают в роли фотографий, в роли проектора столь необходимых и дорогих человеку воспоминаний. К тому же, следует отдать должное таланту художников (вполне можно сказать по-современному – дизайнеров), создавших целый пласт весомой и вполне зримой культуры.

В молодом «секторе» рынка сложилась ситуация несколько иного рода. Здесь советские символы превратились в очередной модный брэнд. Такой, как «Coca-Cola» или «Versace». Такой, как суперпопулярный брэнд «Путин», не имеющий ничего общего с пресловутым культом личности. Кстати, именно поэтому изделия с советской символикой и портретами Владимира Владимировича столь популярны на Западе, не вкусившем всех прелестей диктатуры пролетариата.

Споры вокруг осколков страны Советов продолжаются. Вполне возможно, что эти дискуссии утратят злободневность уже в ближайшем будущем, когда сформировавшаяся, окрепшая культура новой страны перестанет видеть конкурентов в советских символах. Во всяком случае, тот факт, что между двумя этими культурами сегодня ведется весьма мирный рыночный спор, а не ожесточенная схватка, можно расценивать как символ новой культуры - культуры толерантности.   

Игорь ЗИНАТУЛИН, Псков "Псковская губерния" № 25, 9-15.07.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики