Бюджет страны - это, конечно, скучно - зевнет обыватель. Какое нам дело до всей цифири, да и не разберешься в этих "сальдо-бульдо". То ли дело семейный бюджет. Здесь мы точно знаем, что надо соизмерять свои потребности с возможностями, ибо по доходам и расход. И каждый по-своему панирует, как выживать в рыночном мире.
Но государственный бюджет сродни семейному. Налогоплательщикам надо знать, по какому принципу составляется эта ежегодная финансовая конституция страны. И почему в нашей огромной стране, напичканной нефтедолларами, доходы государственной казны в разы уступают любому американскому мегаполису. И как выкрутились из так называемой проблемы 2003 года. Нам ведь, во-первых, только по внешним долгам предстояло заплатить девятнадцать млрд. долларов. Во-вторых, говорили о старении производственных фондов и о том, что 2003 год мог стать годом локальных катастроф, когда все будет рушиться, и мы столкнемся с большими проблемами прежде всего в коммунальном хозяйстве. В-третьих, заявляли о том, что в 2003 году мы можем опять войти в стадию вялотекущего кризиса и стагнации. Прошло полгода. Что о бюджетном процессе думают в правительстве?
По словам заместителя министра экономического развития и торговли РФ Аркадия Дворковича, нам нужно платить уже не девятнадцать млрд. долларов, а "всего лишь" около семнадцати млрд. долларов по внешнему долгу, включая основную сумму и процентные платежи. Два миллиарда сэкономили благодаря проведению досрочных выплат, прежде всего, в части выкупа некоторых ранее выпущенных облигаций и досрочного погашения коммерческих долгов Германии. В правительстве не думают, что катастроф и проблем с коммунальным хозяйством будет больше, чем в последние 2-3 года, хотя в этой сфере и существуют проблемы, но серьезных катастроф, к счастью, не предвидится.
- Об экономическом спаде и кризисе говорить вообще не приходится, - заявил Аркадий Дворкович. - Темпы роста действительно будут меньше, чем это ожидалось изначально, - около четырех процентов. Ситуация на валютном рынке полностью под контролем Центробанка России. Валютные резервы находятся на рекордном уровне - около 47 млрд. долларов, что позволяет считать нас застрахованными от серьезных валютных рисков в ближайшие годы. Застрахованы мы и от серьезных колебаний национальной валюты как в верхнюю, так и в нижнюю стороны. Следовательно, мы застрахованы как от риска сильной девальвации, а значит, резкого падения уровня жизни населения, так и от риска чрезмерного удорожания валюты, которое ведет к неконкурентоспособности. Цены на нефть прогнозируем в интервале от 18,5 до 21,5 доллара за баррель. Инфляция снизится незначительно, примерно на 2-3 процентных пункта.
Все вышеперечисленное создает базу для расчета показателей доходов и расходов бюджета. Тот пирог, который можно делить. Ведь государство не может взять больше, чем ему доступно в экономике, чем есть в частном секторе. По словам А. Дворковича, в региональных бюджетах возрастет роль подоходного налога р физических лиц. Продолжается некоторая легализация доходов, пусть не крупномасштабная, но рост подоходного налога впечатляющий. Он становится основным источником бюджетов регионов.
Но главная проблема бюджета 2003 года не в доходах. Они достаточно большие, правда, так называемая собираемость налогов еще далека от идеала. Поданным Минфина РФ, она составляет 95 процентов от начисления. Реально же собираем лишь 65-70 процентов.
- Государство не должно собирать больше налогов, - считает А. Дворкович. - В целом доходы бюджетов - федерального, региональных, местных - плюс небюджетные фонды - составляют более 40 процентов ВВП. Это самый низкий уровень по сравнению с европейскими странами и вообще один из самых низких уровней в мире. Но при этом не учитывают такие факты: государство у нас перераспределяет еще множество ресурсов вне бюджета; в стране существует большой государственный сектор; огромные платежи неналогового характера идут контролирующим и надзорным службам. В результате, наше государство перераспределяет более 60-70 процентов ВВП - это уже намного превышает уровень любого в мире. Ставки налогов нужно снижать, и тогда можно надеяться на то, что собираемость налогов будет не 65-70, а 90-95 процентов, и при этом общих доходов в бюджет будут собирать примерно столько же, сколько и сейчас.
Другая проблема - расходы бюджета, которые выросли намного сильнее, чем планировалось. Государство в последние годы не только не снизило свои обязательства, не только не попыталось уменьшить расходы, но, напротив, существенно их увеличило. Это касается МО, МВД, ФСБ и других силовых ведомств. Конечно, планировали повышение денежного довольствия и увеличение расходов на закупки вооружения и военной техники, но ведь далеко не в таких размерах. Так, в 2002 году потратили на 30 млрд. рублей больше плана, а в 2003 году тратам больше на 70-80 млрд. рублей. Эти огромные суммы не пошли на дальнейшее снижение налоговой нагрузки, на образование, здравоохранение и другие сферы.
На местах, особенно в регионах-донорах, возмущаются несправедливым распределением собираемых налогов. Заместитель министра А. Дворкович заявляет: "Распределение доходов и налогов должно происходить, исхода из распределений расходных полномочий. Нужно посчитать, сколько требуется на осуществление тех функций, которые заложены в законодательстве, и разделить имеющиеся ресурсы. Если их в целом не хватает, значит, нужно сократить функции или найти какие-то дополнительные источники доходов бюджета". Чтобы эффективно изменить систему, в качестве одного из вариантов А. Дворкович предлагает передать регионам еще больше полномочий и доходов. Он, ссылаясь на экспертов, подсчитал, что в регионах должно оставаться примерно 45 процентов, но закреплять их в Бюджетном кодексе А. Дворкович считает излишним. По его мнению, лучше распределить налоговые полномочия так, чтобы был стимул повышать собственную доходную базу, то есть отдать регионам конкретные налоги и не забирать значительные доли из этих источников в федеральный бюджет. Это касается налогов на имущество, ресурсных платежей, налога на прибыль, большей часта акцизов.
Аркадий Дворкович признает, что зачастую на местах прогноз социально-экономического развития не соответствует реальной ситуации, но без него нельзя сверстать бюджет. Более того, проблема существует и на федеральном уровне. Например, непонятно, как бюджет повлияет на развитие региона, потому что, по мнению А. Дворковича, никакой методики нет. В этой ситуации возможны два варианта: либо общими усилиями совершенствовать существующую методику, либо просто отдать это на откуп регионам, что, собственно, раньше и было.
Новые принципы бюджетной политики, начиная с 2004 года, в следующем: надо добиваться экономического роста, но не любой ценой, а так, чтобы одновременно повышался уровень жизни населения. Должны снижаться налоги. Необходимо снижать расходы на выполнение госфункций. А для этого нужно поменять принципы расходов.
- Часть расходов следует снизить, перевести на субсидии. К сожалению, в ближайшие годы, 2004-м и еще примерно лет пять, мы будем вынуждены поддерживать профицитный бюджет по двум основным причинам. Во-первых, потому, что у нас большие выплаты по долгам вплоть до 2008 года, и без профицита невозможно обеспечить соответствующие ресурсы. Во-вторых, превышение в бюджете дохода над расходами является единственным источником сглаживания инфляции, - заявил Аркадий Дворкович. 
Виктор МЕДВЕДЕВ, Магнитогорск. "Магнитогорский металл", 24 июня 2003 года.

|
|