КОМУ ДОВЕРИТЬ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫМИ ДЕНЬГАМИ? (часть 1)
Автор: Кокорич Виктория
Регион: Новосибирск
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 22.08.2003

Всему работающему населению России самое время бить тревогу. С 1 января 2002 года, согласно новому пенсионному законодательству, 3% от нашей зарплаты накапливается на индивидуальных счетах, управлением которых пока занимается Пенсионный фонд России. Специфика размещения денежных средств Государственным пенсионным фондом в будущем не позволит не то что приумножить накопительную часть трудовой пенсии, но и просто сохранить ее номинал с учетом инфляции.

У работающих граждан по закону есть право передоверить управление своими счетами частным управляющим компаниям, но этим правом, к сожалению, воспользоваться будет не так просто. К тому же само государство не особенно торопится оповещать население о существующих у него альтернативах. Ведь после наступления определенной даты (ранее сообщалось о 15 октября 2003 г., сейчас эти сроки отодвинули), все граждане, которые не воспользовались данным правом, на один год автоматически становятся вкладчиками в Государственный пенсионный фонд, а это ни много, ни мало 40 млн. человек. В денежном исчислении по оценкам специалистов к 2010 году бюджет Пенсионного фонда России с учетом инвестиционного дохода будет сопоставим с размером федерального бюджета России. Есть за что побороться, не правда ли? О сути пенсионной реформы и о проблемах, которые сопутствуют ее реализации у нас в стране, рассказал руководитель частной инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Павел Теплухин. Встреча прошла месяц назад в Москве в рамках деятельности Клуба региональной журналистики "Из первых уст".

- Павел Михайлович, чем вызван ваш интерес к пенсионной реформе?

- Во-первых, я считаю, что пенсионная реформа - это одна из самых больших революций, которая происходит на наших глазах. Эта "мыльная" революция будет иметь эффект на протяжении многих лет для общества и экономики страны в целом. Во-вторых, это чисто профессиональный интерес. Дело в том, что управляющая компания "Тройка-Диалог" управляет активами порядка 45-ти российских негосударственных пенсионных фондов. Будущее рынка - в инвестировании этих пенсионных накоплений.

- Чем характеризуются последние годы в отношении пенсионной системы России?

- Началось все с приходом Путина. После выборов Президент обратился к Герману Грефу с просьбой разработать долгосрочную программу работы правительства на десять лет. В советские времена Госплан занимался пятилетним планированием и прогнозированием на более длительные периоды времени. А после развала Советского Союза и ликвидации Госплана не возникало такой потребности. Все правительства считали себя временными, а некоторые даже хвалились тем, что задерживались у власти на несколько месяцев. Именно поэтому целый ряд задач, в том числе и планирование деятельности Пенсионного фонда, не укладывался в повестку дня этих правительств. Путин - первый человек, который попытался сформулировать долгосрочную перспективу.

- Почему возникла потребность в преобразовании существующей распределительной пенсионной системы?

- Здесь можно выделить три важных аспекта. Первый из них - социальный. Государство, по сути, провозгласило, что оно уходит от принципов патронализма, которые действовали в советские годы. В Москве, за высокими кремлевскими стенами, всегда существовал какой-то добрый дядюшка, который позаботится, обогреет и в старости накормит. Это очень удобная позиция, которая на деле сформировала целое поколение людей, живущих по принципу иждивенчества. Согласно новой концепции, гражданин должен сам заработать на жизнь и на пенсию, не ожидая ничего особенного от государства, кроме защиты от внешних врагов и внутренней преступности. Таким образом, функция государства по обеспечению старости должна была уйти на второй план, а, может быть, вообще отмереть. Это правильно. Исключения составляют те случаи, когда люди, чья дееспособность ограничена, не могут сами себе заработать на пенсию. Это важное изменение во взаимоотношениях между государством и гражданином.

Второй аспект - изменения в демографической ситуации. Так называемая распределительная пенсионная система была хороша, когда в стране было много работающих и мало пенсионеров. Каждый работник должен был прокормить себя и, за счет отчислений в Пенсионный фонд, прокормить нынешнего, сегодняшнего пенсионера. Таким образом, государство забирало часть дохода себе и отдавало пенсионерам, как бы выполняя распределительную функцию. Но сегодня эта пропорция меняется, причем не в лучшую сторону: количество работающих, которые платят налоги, сокращается, а количество людей, претендующих на ту или иную пенсию, в том числе льготную, возрастает. По оценкам демографов, в 2007-2010 годах в России может сложиться такое соотношение, когда каждый работающий должен будет прокормить одного пенсионера. Это крайне опасная ситуация, чреватая серьезными негативными социальными последствиями, и ее следует избежать.

А третья причина состоит в том, что в России в последнее время катастрофически не хватало "длинных" денег (средств, которые распределяются через финансовую систему под долгосрочные проекты). Например, чтобы построить электростанцию, нужно пять лет, и еще за пять лет она окупит себя. Стало понятно, что основные фонды начинают резко стареть, их нужно каким-то образом замещать, при этом иностранных инвестиций не хватит, даже если они увеличатся в два, в три, в четыре раза. Поэтому нужно использовать внутренние резервы развития. Такой палочкой-выручалочкой является как раз накопительная пенсионная система, о чем свидетельствует опыт многих стран мира.

- В чем ее суть?

- Люди сами себе накапливают пенсию, работая в течение всей трудовой жизни. Эти деньги являются "длинными", то есть их можно инвестировать в долгосрочные инфраструктурные проекты. Одновременно они помогают снять проблему старения населения и уменьшения зависимости сегодняшних пенсионеров от работающих. Все три задачи призвана решить новая пенсионная система.

- Павел Михайлович, преимущества новой пенсионной системы перед старой очевидны. Тогда почему так долго принимался ряд законов, связанных с реформой?

- Дело в том, что законы в России принимаются путем консенсуса. Иными словами, для их прохождения большому количеству людей необходимо согласиться с тем или иным положением закона. Но эти люди (регионы, фракции, отдельные депутаты, яркие личности, отдельные министерства) - очень разные, у каждого свои интересы. В результате, как это часто бывает, закон поступил в Думу в одном виде, а вышел совершенно в другом… В дальнейшем с ним будет сложно работать.

Пенсионная реформа затронула интересы региональных и федеральных властей, различных министерств и ведомств: Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Министерства труда, Комитетов по занятости, Федеральной комиссии по ценным бумагам, Инспекции негосударственных пенсионных фондов. А объединения работодателей, Российский союз промышленников, профсоюзы? Каждый губернатор по-своему видит эту проблему, у каждого своя электростанция, которую нужно построить в первоочередном порядке. В свою очередь, депутатские фракции заинтересованы в расположении сорока миллионов сограждан-избирателей активного возраста. Таким образом, Дума потратила полтора года на принятие изменений в пенсионном законодательстве. В результате многие вопросы, которые невозможно было согласовать, вынесли "за скобку" закона. Законопроект продолжал движение вперед, а нерешенная часть вопросов оставлялась соответствующим министерствам и ведомствам. Но, тем не менее, свершилось: законы были приняты и начали работать.

- Что изменилось с их принятием? Как теперь работает пенсионная система в России?

- С 1 января 2002 года 3% от вашей зарплаты накапливаются на ваших индивидуальных счетах. Пенсионный фонд России для каждого из 40 млн. работающих граждан ведет индивидуальные счета, такие же, как существуют в Сбербанке. У каждого из нас есть личный номер, на этот номер или счет зачисляются деньги, которые поступают из отчислений по единому социальному налогу (ЕСН). Часть ЕСН в размере 28% поступает в Пенсионный фонд России. Половина из этих 28% идет, по сути, на финансирование старой пенсионной системы, так как люди, которые на текущий момент являются пенсионерами, не успеют ничего накопить. Из оставшихся 14% значительная сумма идет в некий фонд, из которого государство в будущем, по достижении вами пенсионного возраста, будет обеспечивать некий гарантируемый прожиточный минимум.

На данный момент он составляет 500-600 руб. Это базовая пенсия, которая будет выплачена вам в любом случае с учетом будущего уровня инфляции. А остальную часть пенсии вы должны заработать сами. Это та часть денег, которая "капает" на ваш счет и потом инвестируется в различные активы с целью сохранения и приумножения накопительной части пенсии. Вы сами ничего дополнительно не платите; все уже учтено в рамках того социального налога, который за вас платит работодатель, и это является функцией от размера вашей заработной платы. Причем чем выше налогооблагаемая заработная плата, тем больше на вашем счету накапливается денежек. Вот такая схема. Казалось бы, все согласились с этой достаточно непростой, но тем не менее работающей технологией. Главным администратором в системе был назначен Пенсионный фонд России, контролирующий денежные потоки. Он призван вести около десятка миллионов счетов, аккуратно переписывать средства, которые поступают на эти счета от работодателей, и аккуратно распределять по счетам накопленный доход. Выйдя на пенсию, вы будете получать деньги с этих счетов. Однако каждый из участников процесса решил, что такие деньги не должны пройти мимо…

- О какой сумме идет речь?

- Оценки очень разные. Пенсионный фонд России не торопится публиковать какую-либо официальную информацию, единственно ему доступную. По высказываниям руководства Пенсионного фонда России, за прошлый год на этих счетах скопилось свыше сорока, но менее пятидесяти миллиардов рублей. В этом году сумма будет чуть больше, и с каждым годом должна возрастать. Получается, что примерно к 2010 году бюджет Пенсионного фонда РФ превысит федеральный бюджет России. Естественно, после подсчетов сразу появилось очень большое количество людей и организаций, которые захотели принять участие в распределении этих средств.

- Каким образом?

- В концепцию Закона о пенсионной реформе было заложено положение о том, что каждый из 40 миллионов трудящихся уже в этом году получит возможность распорядиться деньгами, накопленными по состоянию на 1 января 2003 года. А также средствами, поступающими на этот счет в будущем. Забрать их вы не можете, так как это ваша будущая пенсия, но решить, что с ними будет и куда они будут инвестироваться - ваше законное право, которое зафиксировано в Законе об инвестировании. Каждый год можно будет принимать решение о том, кому доверить управление накопительной частью пенсии. Какой у вас в этом случае есть выбор? Если вам нравится то, что происходит с сегодняшними пенсионерами, то особо напрягаться не надо. Достаточно оставить вопрос в распоряжении Государственного пенсионного фонда, и средства будут надежно размещены в государственные ценные бумаги государственной управляющей компанией. Они принесут некий доход, который в номинальном исчислении будет нормальным. Но в реальном исчислении он, скорее всего, будет отрицательным. Дело в том, что 2003 год - последний, когда инвестиции в государственные ценные бумаги будут давать доход выше уровня инфляции. В первом полугодии произошел довольно значительный рост стоимости этих бумаг в связи с повышением российского рейтинга на международном финансовом рынке. Уже в следующем году доходность по государственным облигациям станет меньше уровня инфляции. Это означает, что с каждым годом покупательная способность ваших сбережений, при условии их вложения в государственные бумаги, будет уменьшаться, а не увеличиваться, как то предполагает инвестиционный процесс. Ежегодно начисленная пенсия будет уменьшаться на разницу между доходностью и уровнем инфляции. Это будет примерно минус один - минус два процента в год. На интервале в 15-20 лет эти 1-1,5% могут трансформироваться в 15-20% потери покупательной способности ваших денег. За каждый рубль, отчисляемый в пенсионную систему сегодня, если этот рубль будет инвестироваться в государственные ценные бумаги в течение оставшихся 15-20 лет, вы сможете купить такое же количество товаров, какое сегодня покупаете на 75 копеек. Вот такая несложная математика, однако пока она понятна далеко не всем.

- Можно ли избежать обесценивания накопительной части пенсионного обеспечения? И есть ли у нас вообще какой-либо выбор?

- Выбор есть, и он как раз закреплен законом. Альтернатива заключается в том, чтобы попытаться размещать эти средства не только в государственные ценные бумаги, но и в корпоративные ценные бумаги, включая акции и облигации крупнейших российских корпораций, поскольку их доходность значительно выше доходности по государственным ценным бумагам.

- Хорошо, предположим, я осознала все преимущества вложений не только в государственные ценные бумаги, как мне предлагает Пенсионный фонд, но и в ценные бумаги частных компаний. Каким образом я могу осуществить свой выбор?

- Технология следующая. С начала сентября Пенсионный фонд России начнет рассылать каждому из вас оповещение о количестве средств на персональном счете, представленном на 1 января 2001 года. Вам будет предложено оставить средства для управления Внешэкономбанком, являющимся государственной управляющей компанией. В этом случае вам ничего делать не надо, можете просто забыть про это извещение. Если вы хотите перепоручить управление вашим счетом частной управляющей компании, извольте заполнить анкету на обороте, подписать ее и лично отнести в местное отделение Пенсионного фонда России, либо заверить у нотариуса и переслать по почте. Понятно, что государству очень выгодно, чтобы все средства остались в его распоряжении, в Пенсионном фонде России. Оно получает в управление довольно мощный финансовый ресурс, который можно использовать для решения тех или иных народно-хозяйственных задач. Ну, например, для досрочного погашения внешнего долга. Ведь это так удобно. Внешэкономбанк является государственной управляющей компанией, с одной стороны, а с другой - является агентом по обслуживанию внешнего долга. И, естественно, удобно этим воспользоваться - переложил деньги из одного кармана в другой, государство осталось в выигрыше. Или, например, можно использовать эти средства для операций по внутреннему долгу, для финансирования тех или иных крупных проектов. Министерство финансов выпустит облигации и тут же разместит их в Государственном пенсионном фонде. Очень удобно, и ни с кем торговаться не надо, никакой рынок тебе не нужен, когда все контролируется государством.

Продолжение следует.  

Виктория КОКОРИЧ, Новосибирск. Газета "Эпиграф", № 31, 8 августа 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики